Обучение по 44-ФЗ - Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Умения и навыки.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) регулирует правоотношения по поводу направления на обеспечение муниципальных и государственных нужд в целях повышения результативности и эффективности проведения закупок товаров, услуг работ и обеспечения прозрачности и гласности таких закупок. Данный нормативный акт также направлен на предотвращение случаев коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок при планировании закупок работ, услуг или товаров. 44-ФЗ также призван регулировать вопросы по поводу определения поставщиков, исполнителей или подрядчиков.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует процедуру заключения гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе аренды имущества и приобретения недвижимого имущества от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, бюджетного учреждения или других юридических лиц.
Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ) был принят 5 апреля 2013 года.
Рассматриваемый нами документ начал действовать в российском праве с 2014 года. Он создал в России новое понятие контрактной системы, в названии которой основополагающим стало слово "контракт", то есть договор. Однако, договор в нашей бизнес-действительности прочно связан с коммерческой сферой, в то время как государственные закупки - это как бы не совсем коммерция. Возможно, поэтому термин "контракт" подходит больше. До 44-ФЗ мы оперировали основным термином "госзаказ", а главным устанавливающим нормы в этой связи документом был закон 94-ФЗ. Он прошел долгую историю становления - работал с 2005 года, но прекратил свое действие с появлением в правовом поле 44-ФЗ. Скачать новый документ можно на этой странице чуть ниже Новый, современный и комплексный, закон серьезно изменил регулирование госзакупок. Он ввел несколько абсолютно новых аспектов и деталей, а также изменил и расширил множество уже существующих. Например, именно в 44-ФЗ введены положения об аудите закупок Счетной палатой (причем, на всех трех ее уровнях). Значительно изменена система контроля, разработаны новые формы аукционов и конкурсов и т. п. Что изменилось в контрактной системе с 2017 года? В законе появился целый ряд значимых поправок. Из самых важных: Теперь действуют нормы и правила о так называемом нормировании закупок. Во всех производимых в процессе закупки документах, материалах, бумагах, планах и так далее проставляется идентификационный номер закупки. Ряд процедурных (но достаточно ключевых) изменений коснулся вопросов оформления планов-графиков и отдельно - планов закупок. С 2017 года нас также ждут серьезные изменения по ряду пунктов рассматриваемого документа. Они уже приняты, утверждены и дело за малым - дождаться января 2017 года, когда они официально начнут работать. Вот лишь некоторые новеллы: То, что не включено в планы-графики, не сможет стать госзакупкой. Функционал единой информационной системы будет сильно расширен, на неё будут возложены некоторые элементы контроля. Некоторые госзакупки будут в обязательном порядке проходить общественные обсуждения. Начнёт проводиться мониторинг закупок. Текст документа постоянно изменяется и дополняется в соответствии с вносимыми в него правками. По каждому новому изменению экспертами создается свежая редакция документа. Заблуждением было бы считать, что законы сразу выпускаются Госдумой в новых редакциях - это не так.
В декабре 2017 года были приняты окончательные поправки к 44 Федеральному закону, несущие изменения для поставщиков и заказчиков.
С 1 июля 2018 годазаказчикипо желаниюсмогут проводить открытые закупки в электронной форме. Для определения поставщика могут использоваться следующие методы:
· открытый конкурс в электронной форме;
· конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
· двухэтапный конкурс в электронной форме;
· запрос предложений в электронной форме;
· запроса котировок в электронной форме.
С 1 января 2019года заказчики будутобязаныиспользовать только электронные закупки для определения поставщика.
Нововведение значительно упрощает участие поставщиков из других регионов, а также исключает необходимость оплаты услуг курьерских и почтовых служб. Стоит отметить, что исключается возможность повреждения конвертов с заявками и предварительный незаконный просмотр заявок заказчиками (в случае неправомерных действий со стороны организатора тендера).
Однако, это требование вводит другую необходимость: все участники должны получать ЭЦП и аккредитацию на электронных площадках.
С 1 июля 2018 годадля участия в электронных закупках используется только квалифицированная электронная подпись.
Данное нововведение отразится скорее на процессе получения электронной подписи и на работе удостоверяющих центров. Также возможно данное новшество скажется на ценах на ЭЦП.
Следующее нововведение 44-ФЗ обяжет участников, аккредитованных ранее на ЭТП, пройти регистрацию в Единой информационной системе в течение 2019 года для участия в электронных процедурах.
Это требование скорее увеличит количество действий, которое надо будет совершить поставщику для участия в закупке, чем принесет реальную пользу. Ведь вся тендерная документация и другая необходимая информация будет доступна на электронных торговых площадках.
С 1 июля 2019года участник будет вправе сам определять, каким образом вносить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств, может быть использована банковская гарантия.
Это нововведение напрямую связано с переходом на электронные виды торгов. Выбор способа обеспечения положительно повлияет на конкуренцию в закупках, т.к. позволит бóльшему количеству участников поучаствовать в процедуре определения поставщика.
Новые правила будут применяться и для расчета обеспечения заявки на участие в электронных процедурах определения поставщика.
Согласно новым нормам 44-ФЗ, заказчик в обязательном порядке устанавливает требование о внесении обеспечения заявки только в том случае,если НМЦК превышает 5 млн. руб.
Если НМЦКот 5 млн руб. до 20 млн. руб., то обеспечение устанавливаетсяот 0.5% до 1%от начальной цены контракта.
Если НМЦКболее 20 млн. руб., то обеспечение составитот 0.5% до 5%от начальной цены контракта.
Возможность не устанавливать обеспечение заявки для закупок с начальной ценой менее 5 млн. руб. позволит заказчику привлечь больше поставщиков для участия в закупке, тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.
По 30 июня 2018 годадействует старый порядок внесения обеспечения для участия в закупке, т.е. переводом денежных средств на счет участника на электронной торговой площадке.
С 1 июля 2018 годаучастники должны будут вносить обеспечение заявки на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
На первых этапах применения этой системы возможно будут возникать проблемы, как со стороны участников закупок, так и со стороны банков. У участников могут возникнуть проблемы в случае множественности счетов, открытых в разных банках, для участия в торгах на разных площадках. А сами банки, не имеющие опыта распределения средств от участников в качестве обеспечения заявок, также поначалу будут допускать технические ошибки.
Это разгрузит работу операторов электронных площадок, но скорее всего увеличит срок поступления и зачисления денежных средств в качестве обеспечения заявки. На протяжении нескольких лет механизм зачисления денежных средств в качестве обеспечения заявки был отлажен и работал практически без сбоев.
Правительством РФ будет определенатиповая форма заявкидля участия в электронных процедурах определения поставщика. Также, Правительство может разработать и установить требования к содержанию, составу и порядку разработки типовой документации о закупке.
Касательно форм заявок, никаких колоссальных изменений это нововведение не принесет. В конкурсах и котировках на бумаге и ранее использовались типовые формы, обязательные для применения. Унификация документации — несомненный плюс, который позволит излагать информацию для участников в понятном и единообразном виде.
С вступлением в силу новых постановлений 44-ФЗ, Правительство РФ устанавливает право операторам электронных площадок взимать плату за участие в закупках.
Она может быть установлена как за участие в закупке, т.е. для всех поставщиков, подающих заявки, так и для победителя электронной процедуры. Оплата за проведение тендера может взиматься с заказчика, за размещение закупки на ЭТП. Правительством РФ также будет определен порядок ее взимания и указан предельный размер платы, которую сможет установить оператор ЭТП.
Наверняка, для многих участников это станет неприятным новшеством. Ранее участие в госторгах было бесплатным, требующим минимальных невозвратных вложений.
Естественно, это не все изменения, которые внесут поправки к 44 Федеральному закону. Новый текст 44-ФЗ вступит в силу с 1 июля 2018 года. Отдельные его положения войдут в действие с 2019 года.