Обучение гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций (ЧС)
Умения и навыки.
Защита населения в ЧС мирного и военного времени - важнейшая задача Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, исполнительных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций. Ведущую роль в решении этой задачи выполняют МЧС.
Потребность в проведении комплекса мер по защите населения актуальна в связи с ростом техногенных аварий и катастроф, расширением зон природных катаклизмов, а также с риском военных угроз и терроризма, распространением оружия массового поражения. Актуальность этой проблемы для России с учетом особенностей территориального, природного и техногенного характера приобретает особую остроту. Основные задачи по защите населения, сохранению жизни и здоровья людей отражены в Федеральном законе 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». В соответствии с Законом граждане РФ имеют право:
-на защиту жизни и здоровья, личного имущества;
-использование имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты;
-получение информации о возможном риске и мерах необходимой безопасности в ЧС.
В то же время граждане РФ обязаны соблюдать меры безопасности, не нарушать производственную и технологическую дисциплину, требования экологической безопасности, знать способы защиты и оказания первой медицинской помощи, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, принимать активное участие в проведении мероприятий по защите населения
от ЧС.
Для защиты населения, особенно в военное время, широко будут использоваться силы и средства гражданской обороны,в том числе индивидуальные, коллективные и медицинские средства защиты.
В настоящее время гражданская оборона переживает период реформирования и перестройки. Ее необходимость для государства определяется существенными изменениями военно-политической обстановки, характера и средств вооруженной борьбы, а также увеличением риска природных и техногенных катастроф, ухудшением экономического положения России. В это непростое время гражданская оборона сохраняет свою роль государственной системы для защиты населения и народного хозяйства от ЧС мирного и военного времени, оставаясь важнейшим компонентом национальной безопасности.
Организационные основы и задачи гражданской обороны
Гражданская оборона(ГО) - часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны, предназначенная для защиты населения от различных опасностей и угроз в мирное и военное время.
ГО - составная часть системы государственных мероприятий по защите населения, среды ЧС мирного и военного времени, а также по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения и районах стихийных бедствий.
Организационно ГО входит в состав МЧС. Многие функции ее объединены с МЧС.
Органы, осуществляющие повседневное управление ГО, - МЧС России, его территориальные органы и региональные центры, а также органы, уполномоченные решать задачи ГО.
ГО организуют на всех объектах народного хозяйства, в том числе на объектах здравоохранения (больницы, поликлиники, санэпидуч-реждения и др.), а также в высших медицинских учебных заведениях с целью заблаговременной подготовки их к защите от оружия массового поражения и других современных средств нападения противника, создания условий, повышающих устойчивость их работы в военное время.
Перед ГО стоят следующиео сновные задачи:
-защита населения от оружия массового поражения и других современных средств нападения противника;
-проведение мероприятий, направленных на повышение устойчивой работы объектов и отраслей народного хозяйства в условиях военного времени;
-проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Мероприятия, связанные с проведением аварийно-спасательных работ, включают подготовку органов управления, а также необходимых сил и средств. Эти работы проводят с целью спасения людей, оказания медицинской помощи пораженным и эвакуации их из очагов поражения, восстановления производственной деятельности предприятий оборонного назначения и народного хозяйства.
Аварийно-спасательные работы включают:
-ведение разведки в очагах поражения;
-тушение пожаров;
-вскрытие разрушенных и заваленных защитных сооружений (при необходимости подача воздуха в эти сооружения);
-разборку завалов;
-вывоз людей в безопасные районы;
-оказание медицинской помощи пораженным и их эвакуацию в лечебно-профилактические учреждения.
Успешное проведение аварийно-спасательных работ достигается непрерывным ведением разведки очагов поражения, быстрым выдвижением сил и средств ГО к объектам для проведения спасательных работ, умелым руководством штабов и служб ГО, работой подчиненных сил, четкой и слаженной работой личного состава формирований ГО.
Основные принципы организации и функционирования ГО
•Организация ГО - одна из важнейших функций государства, направленная на обеспечение его безопасности.
•ГО РФ - составная часть системы общегосударственных оборонных мероприятий.
•ГО организуют на территории РФ по территориально-производственному принципу(территориальный принципзаключается в организации ГО на территории субъектов РФ согласно административному делению нашей страны,производственный принцип- в организации гражданской обороны в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте народного хозяйства).
•Подготовка и функционирование ГО осуществляются заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
•ГО опирается на материальные и людские ресурсы всей страны как на единственную возможность мобилизации усилий, направленных на ликвидацию последствий очагов массовых поражений в любом месте их возникновения.
•Основной организационный принцип ГО - постоянная и мобилизационная готовность спасательных формирований.
На основе этого принципа создают формирования постоянной готовности, способные немедленно развернуться в очаге поражения, а в случае необходимости дополнительно мобилизуют (развертывают) нештатные формирования предприятий и объектов народного хозяйства.
Важнейший принцип организации и функционирования ГО - надежное управление всеми звеньями ее структурной системы.
Руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ.
Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, занимающие должности начальников ГО указанных органов и организаций.
Руководство ГО на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, занимающие должности начальников ГО.
Начальники ГО в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право:
- вводить в действие соответствующие планы ГО;
-принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
-издавать приказы по вопросам ГО.
Руководство несет ответственность за состояние ГО и выполнение в полном объеме и в установленные сроки всех необходимых мероприятий по защите населения и объектов народного хозяйства от поражающих факторов различных ЧС и оружия массового поражения.
При каждом начальнике ГО создаетсяштабГО, который является органом управления. Работу штаба ГО возглавляет заместитель основного руководителя по ГО - начальник штаба.
В штабе ГО находятся начальники служб ГО, которые организуют работу своих подразделений. В зависимости от наличия базы и местных условий решениями начальников ГО могут быть созданы следующиеслужбыГО: связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская и материально-технического снабжения и др.
Службы ГО предназначены для организации и проведения специальных мероприятий, подготовки своих формирований и управления ими при проведении спасательных работ в очаге массового поражения. Каждая служба имеет силы и средства для решения своих специальных задач.
Силы и средства ГОвключают формирования, учреждения и войсковые части ГО. Они предназначены для проведения защитных мероприятий и ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и в районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Силы и средства ГО РФ представлены следующими формированиями:
-воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО;
-невоенизированные формирования и учреждения ГО;
-силы и средства МЧС и других воинских формирований, которые выполняют задачи в области ГО в соответствии с законодательством РФ.
Медицинская служба воинских частей ГО может привлекаться, совместно с гражданским здравоохранением, для медицинского обеспечения мероприятий ГО в очагах поражения.
Основу сил и средств ГО составляют невоенизированные формирования. Их создают на объектах народного хозяйства из числа рабочих и служащих. К работе в формированиях привлекают мужчин в возрасте от 16 до 60 лет и женщин в возрасте от 16 до 55 лет. В состав формирований ГО не могут быть включены: инвалиды 1-й и 2-й группы, беременные и женщины, имеющие детей в возрасте до 8 лет, а в
медицинские формирования - женщины, имеющие детей в возрасте до 2 лет. Невоенизированные формирования оснащают необходимыми для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ средствами и техникой. Всем формированиям придают транспортные средства для быстрого выдвижения к очагам поражения.
Существуют два вида формирований - формирования общего назначения и формирования служб ГО.
Формирования общего назначенияпредназначены для проведения аварийно-спасательных работ (иногда вместе с формированиями служб ГО) и являются основой сил и средств ГО.
Формирования общего назначения выполняют основной объем аварийно-спасательных работ - расчистку завалов, поиск и извлечение пострадавших, вскрытие заваленных убежищ и подачу воздуха в них. К формированиям общего назначения относят: сводные отряды (команды, группы), спасательные отряды (команды, группы) и сводные отряды (команды) механизации аварийно-спасательных и других видов работ.
Формирования служб ГОпредназначены для выполнения специальных работ в очаге поражения, а также для усиления формирований общего назначения. Перечень формирований служб определяется необходимым перечнем служб в составе штаба ГО. Каждая служба имеет свою структуру - формирования. Например, медицинская служба имеет формирования медицинской службы.
По подчиненности формирования подразделяют на объектовые и территориальные.Объектовые формированияподчиняются начальнику ГО объекта и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других работ на тех объектах, на которых они созданы.
Территориальные формированияподчиняются начальнику ГО административно-территориальной единицы (города, района, региона) и предназначены для проведения аварийно-спасательных и других работ на данной территории. Часть формирований содержится в состоянии необходимой готовности для борьбы с лесными пожарами, а также проведения спасательных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
Важнейший элемент функционирования ГО - обеспечение необходимыми средствами всех структур ГО, в первую очередь спасательных формирований.
С целью обеспечения населения и гражданских формирований ГО специальным имуществом субъекты РФ должны создавать мобилизационный резерв, включающий:
- средства индивидуальной защиты, приборы и комплекты специальной обработки;
-оборудование для фильтровентиляции и регенерации воздуха в защитных сооружениях ГО;
-средства медицинской защиты;
-средства связи и оповещения.
Контроль накопления и хранения в мобилизационном резерве имущества ГО должны осуществлять органы управления, специально уполномоченные на решение задач ГО. Запасы для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также для оснащения соединений и воинских частей войск ГО при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ надо создавать прежде всего на местах. При определении номенклатуры и объемов запасов следует учитывать материальные ресурсы, имеющиеся для ликвидации ЧС природного и техногенного характера. Номенклатуру и объемы запасов необходимых средств определяют исходя из норм оснащения и потребности в соответствии с планами ГО федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, муниципальных образований и организаций.
Основные принципы и способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
Мероприятия по защите населения в ЧС мирного и военного времени осуществляют на основе использования следующих основных принципов защиты:
-рассредоточение и эвакуация людей из очагов и зон возможного поражения (заражения);
-временное укрытие населения в коллективных средствах защиты;
-использование индивидуальных средств защиты;
-использование медицинских средств защиты. Планируют мероприятия по защите населения органы управления
ГО и ЧС на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться в результате аварий, стихийных бедствий и катастроф в населенных пунктах и на объектах экономики.
Для защиты населения проводят следующие мероприятия:
-прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;
-непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;
-оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;
-эвакуация людей из опасных зон и районов;
-инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита;
-применение специальных режимов защиты населения на загрязненной (зараженной) территории;
-оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, порядке действий;
-подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;
-проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;
-обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;
-создание финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧС.
Важнейшее значение в предупреждении населения о возникновении ЧС играет своевременноеоповещение.В экстремальной ситуации время - главный фактор, терять который нельзя. В настоящее время в целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения в ЧС мирного времени и в условиях войны установлен сигнал«Внимание всем!». Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, нужно немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушать экстренное сообщение комиссии по предупреждению и порядку действий в ЧС, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях.
Оповещение населения о возникновении ЧС должно отвечать следующим основным требованиям:
-быть своевременным, чтобы дать населению время для подготовки к защите;
-исключать возникновение паники, способствовать четкому и организованному проведению мероприятий;
-проводиться только тогда, когда характер опасности достоверно установлен;
-касаться только той части населения, которая может подвергнуться воздействию поражающих факторов в данной ЧС;
-осуществляться централизованно (вышестоящими органами исполнительной власти или комиссиями по ЧС всех уровней).
Для защиты населения можно использовать заблаговременное перемещение людей в безопасную зону, за пределы предполагаемого очага поражения (эвакуация и рассредоточение), и различные средства защиты.