Обучение водителей-наставников на право стажирования водителей транспортных средств
Умения и навыки.
Основной задачей проведения стажировки является обеспечение профессиональной надёжности водительского состава и повышение мастерства путём адаптации водителя к условиям работы на конкретном маршруте и конкретной марке автомобиля, а также закрепление и совершенствование их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.
Стажировка должна быть проведена в следующих случаях:
- при приеме на работу после окончания обучения;
-
при приеме на работу на новое предприятие (независимо от имеющихся категорий, стажа на предыдущем месте работы и т.п.);
-
при перерыве в работе в качестве водителя более 12 месяцев;
-
при переводе на новый тип ТС или новый маршрут движения;
-
при переводе для работы на горных маршрутах движения.
Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещён.
Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.
Стажирование должно осуществляться под руководством опытных водителей-наставников.
Водитель-стажёр закрепляется за водителем-наставником на весь срок стажировки.
Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей транспортных средств, имеющих стаж работы на автобусах не менее пяти лет, шасси грузовых автомобилей не менеетрёх лет, не допустивших за указанный период нарушений Правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий по своей вине.
Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.
Этапы стажировки
1. Проверка знаний Правил дорожного движения.
Данный этап стажировки включает в себя решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.
Водители, прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются. После чего, в течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После повторной проверки знаний по ПДД водители, не сдавшие экзамен, отстраняются от работы и в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки водители, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.
Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок) допускаются к дальнейшему прохождению стажировки. При этом оформляется стажировочный лист, в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД. Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов (также возможно ведение данного учета в компьютерной программе, например типа 1С: Управление АТП)
2. Работа на внутрипарковых зонах. Данный этап стажировки включает в себя:
- осмотр транспортного средства;
-
проверка наличия принадлежностей, инструмента и состояния шин;
-
заправка топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;
-
проверка исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;
-
запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;
-
движение задним ходом и разворот;
-
торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;
-
изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;
-
соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;
-
соблюдение требований пожарной безопасности;
-
изучение плана эвакуации с территории предприятия.
3. Работа на линии. Данный этап стажировки включает в себя следующие элементы:
- диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;
-
правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;
-
соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;
-
пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;
-
движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;
-
соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;
-
встречный разъезд в тёмное время суток, действия водителя при ослеплении;
-
оформление товарно-транспортной и путевой документации;
-
особенности управления груженого автомобиля;
-
погрузка и разгрузка автомобиля;
-
крепление груза;
-
последствия перегрузки автомобиля и неравномерное распределение груза на автомобиле;
-
маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.
4. Контрольная поездка.
Контрольная поездка выполняется с грузом или пассажирами. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы.
Оформление результатов стажировки.
Стажировка водителей заканчивается контрольной поездкой и собеседованием водителя-наставника с водителем-стажёром, после чего в стажировочном листе водитель-наставник отражает замечания, выявленные в ходе стажировки, если таковые имеются. В стажировочном листе ставятся подписи водителя-наставника и водителя-стажера. После чего стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе. После чего стажировочный лист подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.
В случае, если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т.п.)
Оформленный стажировочный лист направляется в отдел кадров предприятия для издания приказа о допуске водителя к самостоятельной работе.
Ответственность лиц за проведение стажировки.
- Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.
-
Начальник службы БД обязан периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков и контролировать работу водителей-наставников.
-
Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.
-
Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром, как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании. Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.
-
Руководители автоколонн несут персональную ответственность за правильность и полноту проведения стажировок.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВОДИТЕЛЕ-НАСТАВНИКЕ И СТАЖИРОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ
1. Общие положения
1.1. Водители-наставники обеспечивают профилактику дорожно-транспортных происшествий путем повышения надежности водителей, совершенствуя их профессиональное мастерство, проводя воспитательную работу среди водительского состава.
1.2. В своей деятельности водитель-наставник руководствуется Правилами дорожного движения, настоящими руководящими документами, методической литературой по подготовке водителей, приказами и распоряжениями Минсельхозпрода Республики Беларусь, автохозяйств.
1.3. Оплата труда водителя-наставника производится по тарифным ставкам водителей, работающих на автомобилях основной для данного автохозяйства марки автомобиля с выплатой соответствующей надбавки за классность.
Кроме того, водителю-наставнику может выплачиваться премия как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения.
2. Требования к водителю-наставнику
2.1. Водителями-наставниками могут быть наиболее дисциплинированные водители 1-2 класса со стажем работы не менее 5 лет на преобладающей в этом хозяйстве марке автомобиля и имеющие склонность к воспитательной и педагогической работе.
2.2. Водитель-наставник должен иметь соответствующую медицинскую справку и проходить медицинское освидетельствование в установленные сроки.
2.3. При выезде на линию для проверки навыков вождения, стажировки водителей и других целей водитель-наставник обязан соблюдать общий порядок по предрейсовому медицинскому осмотру, техническому осмотру транспортного средства, выполнение этих же требований водителем-стажером.
2.4. При поступлении в автохозяйство новых марок транспортных средств водитель-наставник обязан пройти специальную подготовку в учебном комбинате (автошколе) по особенностям эксплуатации и навыкам вождения нового подвижного состава.
3. Основные задачи водителя-наставника
3.1. Систематическое проведение работы по повышению уровня профессионального мастерства водителей, обучению их производительным,безопасными экономическим приемам управления транспортным средством.
3.2. Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безаварийной работы водителей автохозяйства и укрепление транспортной дисциплины.
4. Обязанности водителя-наставника
Водитель-наставник обязан:
4.1. Периодически проверять знания Правил дорожного движения и практические навыки водителей автохозяйства.
4.2. Участвовать в проведении инструктажей водителей и ежегодных занятий по повышению уровня технических знаний и навыков вождения автомобилей.
4.3. Проводить индивидуальные занятия с водителями, допустившими нарушения ПДД.
4.4. Контролировать соблюдение Правил дорожного движения водителями автохозяйства на линии.
4.5. Проводить совместно с руководителями автохозяйства анализ причин всех ДТП и нарушений правил движения, совершенных водителями, и использовать его в своей практической работе.
4.6. Оформлять необходимую учетно-отчетную документацию и вести ежегодный учет выполняемых работ в рабочем дневнике водителя-наставника.
5. Права и ответственность водителя-наставника
5.1. Водитель-наставник имеет право:
5.1.1. Запретить выпуск на линию и снимать с линии автомобили, которые имеют неисправности, угрожающие безопасности движения.
5.1.2. Принимать меры по отстранению от управления автомобилем водителей, находящихся в нетрезвом, болезненном или утомленном состоянии.
5.1.3. Проверять у водителей автохозяйства наличия удостоверения на право управления автомобилем.
5.1.4. Ходатайствовать перед руководством автохозяйства о лишении всех видов поощрений водителей, совершивших ДТП, допустивших нарушение ПДД или содержащих автомобили в неудовлетворительном техническом состоянии, а также о поощрении водителей, продолжительное время работающих без дорожно-транспортных происшествий и нарушения Правил дорожного движения.
5.1.5. Оформляться внештатным сотрудником милиции по линии ГАИ по представлению администрации автохозяйства.
5.2. Водитель-наставник несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению подготовленности водителей, предусмотренных настоящим Положением.
Стажировка водителей
Эффективным мероприятием по обеспечению безопасности движения, особенно в начале трудовой деятельности молодых водителей, является стажировка их под руководством опытных водителей-наставников.
При приеме водителей работать на специальных и грузовых автомобилях необходима стажировка не только для новичков, но и для любого водителя, переводимого работать на машину другой марки.
Установлен порядок, согласно которому водители, впервые назначаемые на работу на специальные и грузовые автомобили, проходят специальную подготовку и стажировку по 16-часовой программе.
Цель специальной подготовки и стажировки – подготовить водителей к работе на специальных и грузовых автомобилях, а также транспортных средствах новых марок, повысить мастерство вождения, культуру и безопасность перевозок пассажиров и грузов.
Учитывая специфику предприятия, специальную подготовку проводят в автопредприятиях с привлечением для этой цели квалифицированных преподавателей автокомбинатов или инженерно-технических работников автопредприятия.
Стажировка водителей, прошедших специальную подготовку, производится под руководством опытных наставников и на тех марках автомобилей, на которых придется работать в дальнейшем.
Наставник детально проверяет навыки вождения автомобиля, показывая стажеру опасные, с точки зрения безопасности движения, места на маршрутах, знакомит с порядком осмотра автомобиля перед выездом на линию, с организацией обслуживания и ремонта его на данном предприятии.
Стажировку необходимо проводить на автомобиле, оборудованном двойными педалями сцепления и тормозами и зеркалом заднего вида для водителя-наставника.
По окончании стажировки водитель-наставник обобщает все замечания по вождению автомобиля, вносит их в листок прохождения стажировки, который передается главному инженеру и после собеседования с ним дает заключение о возможности допуска к самостоятельной работе.